www.sorokinfond.ru

Мосты: из древности - в современность

Старейшие мосты подсказаны природой. Вначале это были поваленные над рекой или пропастью деревья. Затем для строительства мостов стали использовать деревянные балки, перекинутые над рекой или долиной реки в месте пересечения с оживленной дорогой.

Первый в России металлический мост - чугунный - был построен в Петербурге в 1806-1808 годах через реку Мойку на Невском проспекте. Этот мост, созданный по проекту архитектора В. И. Гесте, состоит из свинченных чугунных блоков и продолжает служить до сих пор. Он состоит из семи пролетов по 45-47 метров.

Первый в мире цельносварной мост через Днепр длиной 1543 метра построен в Киеве в 1953 году. Мост носит имя академика Евгения Оскаровича Патона, создателя метода автоматической сварки под флюсом. За два года строительства было сварено 10688 метров швов, и все они были проверены рентгеном. Ширина моста - 21 метр. Испытывая его на прочность, по проезжей части пустили колонну танков.

Самое большое количество мостов из городов мира имеет Санкт-Петербург. Здесь насчитывается около 540 мостов, из которых 315 расположены в центральной части города.

Самый широкий мост - 99 метров - находится в Северной столице возле Исаакиевской площади. Он носит название Синий мост и соединяет берега реки Мойки.

Уникальный автодорожный мост построен в городе Николаеве через Южный Буг в 1964 году. Для пропуска морских судов в этом железобетонном мосте предусмотрена металлическая поворотная часть длиной 129,2 метра. Она поворачивается на 90 градусов в горизонтальном положении. Этот разводной пролет поворотной системы является самым крупным в Европе.

Самый длинный мост в России и на территории СНГ открыт для движения в ноябре 2000 года. Он возведен под Саратовом возле села Пристанного. Мостовой переход через Волгу и острова, возвышающиеся над водой, имеет протяженность свыше 12 километров. За годы строительства освоены новые технологии, налажено производство мостовых пролетов на местном заводе металлоконструкций в городе Энгельсе, установлено 128 опор, два десятка 126-метровых пролетов, каждый весом по 760 тонн. "Венцом творения" стала новая скоростная трасса, по которой ежедневно может проходить 90 тысяч автомобилей. Новый путепровод через Волгу стал частью большого 126-километрового транспортного кольца вокруг Саратова.

Между прочим, в нашей стране появился и первый частный мост. Построен он в городе Оса Пермской области, а возведение его началось в период садово-огородного бума, когда местными жителями был создан целый дачный поселок, который назвали именем острова Свободы - Куба. Остряки, правда, говорят, что это название появилось потому, что добраться до поселка на другом берегу Камы было так же непросто, как и до настоящей Кубы. Свобода от городской сутолоки легко давалась только владельцам машин. Остальным же труженикам лопат и грабель надо было добираться своим ходом до дачного поселка аж двадцать верст.

И тогда бывший строитель, 50-летний предприниматель Владимир Кислицын с двумя своими сыновьями и приятелем за четыре месяца возвел 540-метровый мост, соединяющий Осу с Кубой. На собственные деньги, между прочим. И не просто самоделка какая, а по всем правилам: проект, заключение архитекторов, госприемка. С двух сторон объекта - будочки с надписью: "Проход платный". Осинцы вздохнули с облегчением: плата символическая (для пенсионеров и детей - один рубль), а дорога сократилась в десятки раз. А поскольку осинцы-кубинцы перемещаются туда-сюда постоянно, мост вполне окупает себя. Но даже не это главное для строителя: "Пришло время как-то самовыразиться. Вот и решил изобразить то, о чем не стыдно будет вспомнить мне и моим детям. А главное - забота о людях, моих земляках!".

Но вернемся в иной мир. Первые небольшие стрельчатые каменные мосты стали возводиться уже в микенские времена в эпоху развитого бронзового века (2-я половина II тысячелетия до новой эры). К V веку до нашей эры относится построенный в Лаврионском горнорудном районе в Бравроне (Аттика) каменный мост длиной 9,2 метра и шириной 9 метров. В портовом городе Книде в юго-западной части Малой Азии был сооружен виадук с длиной пролета 7,6 метра.

Очень много каменных мостов построили римляне в Англии. Остатки таких мостов были найдены в Корбридже (римское название Корстопитум), Честере и Уиллофоурде - все они датируются II веком до новой эры. Остатки очень древнего деревянного моста были найдены также в Алдуинкле.

Между прочим, ступенчатые мосты в английских городах Дартмуре и Эксмуре (например, Тарр Степс через реку Барль в Эксмуре) являются, как полагают, образцами доисторических мостов, хотя и нет возможности датировать хотя бы одно из имеющихся сооружений.

"Мосты хороши тем, что достаточно одного взгляда, чтобы понять, как они устроены и как работают" - с этим правилом известного английского "сопроматчика" Джорджа Гордона согласится, пожалуй, всякий инженер-механик, но есть в истории мостостроения одно сооружение, к которому оно не относится. Это мост короля Альберта в Салташе, в Южной Англии - последнее творение знаменитого инженера XIX века Марка Изамбра Брюнеля (1806-1859).

В самом деле, при беглом взгляде на фотографию может показаться, что перед нами обычный арочный мост. Но это далеко не так. Основной несущий элемент Салташского моста, не имеющего себе аналогов в мировой практике, - эллиптическая железная труба, изогнутая дугой.

Если такую трубу уложить на высокие пилоны, она под действием нагрузки станет их распирать. Чтобы этого не происходило, Брюнель к концам трубы подвесил тяжелую цепь из железных стержней, которые своим весом компенсировали распирающие усилия, играя роль затяжки. Затем к трубе были приклепаны подвески, несущие балку жесткости, и многочисленные растяжки, придающие жесткость всей конструкции.

Салташский мост достраивался в отсутствие Брюнеля, которого незадолго до завершения работ поразил сердечный удар. Но конструктор настоял на том, чтобы ему показали его последнее творение. Весной 1859 года локомотив Великой Западной железной дороги, построенной Брюнелем, медленно провез по новому мосту открытую платформу на которой лежал умирающий инженер.

Рейтинг: 
0
Оценок пока нет

Интересно

Сервисное обслуживание кондиционеров: особенности процедуры
Кондиционер – климатическое оборудование, наличием которого в доме или офисе уже никого не удивишь. Его использование дает возможность создавать естественную вентиляцию в помещениях, а также поддерживать микроклимат, который оптимально подходит для комфортного существования человека. В то же время любой кондиционер, вне зависимости от марки и модели, а также срока эксплуатации, нуждается в регулярном профилактическом осмотре и проведении комплексных действий. Сервисное обслуживание предотвращает частые поломки оборудования и заметно продлевает...

Опрос

Есть ли у вас баня?
Да, есть
29%
Нет, но хочу построить
57%
Нет
14%
Всего голосов: 7